Фрагмент для ознакомления
2
обязательным участием субъекта, наделенного государственно-властными управленческими полномочиями, выраженное в субъективных публичных управленческих правах и обязанностях.
В связи с этим появляется ещё один важный признак и основание административного правоотношения – его урегулированность нормами административного права.
Специфика возникновения административно-правовых отношений заключается в том, что, хотя их инициатором может быть любая из сторон, в качестве основания, обязательного условия, будет выступать только воля той из сторон, которая наделена властными полномочиями. Другими словами, обязательное согласие более слабой в правовом отношении стороны не является обязательной предпосылкой возникновения административно-правового отношения .
Понятие «правоотношение» тесно связано с существующей общественной реальностью. Неудивительно, что развитие понятия «административного правоотношения» шло по пути возрастания его практикоприменимости. Таким образом, в теории административного права в качестве основных признаков административного правоотношения научно обоснованы: публичность, властно-управленческий характер, урегулированность нормами административного права, конкретность.
Некоторые авторы выделяют в содержании административного правоотношения две стороны: материальную, которая охватывает непосредственно поведение субъектов, и юридическую, включающую субъективные юридические права и обязанности .
По мнению С.Н. Братановского, К.М. Конджакуляна и М.С. Братановской к содержанию административно-правовых отношений должны быть отнесены и процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты .
Однако важно отметить, что в рамках данных подходов будет неправильно рассматривать содержание административно-правовых отношений только как наличие прав у одной стороны и обязанностей у другой.
Несмотря на распространение именно императивного метода в административно-правовых отношениях, в основе которого юридическое властвование одной из сторон над другой, наделение обязанностями не лишает прав, что, например, подтверждает Кодекс об административных правонарушениях РФ , гарантирующий право на обжалование решения должностного лица в судебном порядке.
Соответственно крайне важно говорить о взаимных и корреспондирующих друг другу правах, и обязанностях сторон административного правоотношения.
В основании возникновения содержания правового отношения соответствующие нормы права, являющиеся необходимой предпосылкой административно-правового отношения.
Сегодня ряд ученых предпринимают попытки выделить новые элементы в структуре административных правоотношений: так высказывается идея о возможности рассматривать в качестве четвертого элемента «субъектнообъектное образование» .
Возможность таких предложений обосновывается тем, что в условиях цифровизации современной жизни активно развивается искусственный интеллект, который и может претендовать на указание его в качестве субъектно-объектного образования, поскольку напрямую его нельзя отнести ни к числу объектов административных правоотношений, ни к числу их субъектов.
Данный подход заслуживает внимания, поскольку как уже отмечалось, цифровизация российского общества и государства выводит на новый уровень проблему, связанную с правовым регулирование электронных элементов, в том числе и с искусственным интеллектом.
Таким образом, наряду с классическими элементами, выделяемыми еще с советских времен (объект, субъект и содержание), сегодня разрабатываются представления о новых элементах, среди которых искусственный интеллект, как субъектно-объектное образование, а также роботы как одна из разновидностей субъектов административного правоотношения.
2. Метод административно-правового регулирования
2.1 Общая характеристика метода административного права
Являясь самостоятельной отраслью права, административное право обладает собственным, характерным именно для него, методом регулирования
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195- ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ.1994. № 32, ст. 3301.
4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2020, № 31 (часть I), ст. 5007
5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2006, № 19, ст. 2060,
Научная литература
1. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2021. – 736 с.
2. Административное право : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Зубач [и др.] ; под общей редакцией А. В. Зубача. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 530 с
3. Административное право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 439 с
4. Административное право России / С.Н. Братановский, К.М. Конджакулян, М.С. Братановская. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. С. 64
5. Актуальные проблемы административного права : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М. В. Костенников, А. В. Куракин, А. М. Кононов, П. И. Кононов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 383 c.
6. Алехин, А. П. Административное право России. Общая часть : учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – 4-е изд. – Москва : Зерцало-М, 2018. – 480 c.
7. Герасимова А.В. Эволюция административно-правовых отношений в России 21 века // В сборнике: Эволюция российского права. Материалы XIX Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург, 2021. С. 36-43.
8. Карагули М.А.М. Теория административного права о понятии административных правоотношений /М.А. Карагули //Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 422-426.
9. Кобзарь-Фролова М.Н. Традиционные и модернизированные подходы к сути и содержанию предмета и метода административного права // Административное право и процесс. 2019. № 11. С. 13-19.
10. Попов А.И. Реализация принципа свободы договора в административно-договорных правоотношениях // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 4 (45). С. 26-32.
11. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РГ-Пресс, 2019. 544с.
12. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, - 6-е изд., пересмотр. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. - 640 с.
13. Серков П.П. Административные правоотношения /П.П. Серков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 49-64.
14. Серков П.П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования): монография: в трех частях/ П.П. Серков. – М.: Норма, 2018. С. 41
15. Сорокина И.В. Административное право: вопросы методологии /И.В. Сорокина // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 2 (27). С. 11-14.
16. Урусов З.Х. Принципы административного права как основа правоотношений /Урусов З.Х., Журтов А.Б. //Евразийский юридический журнал. 2020. № 8 (147). С. 108-109.